• Александр Грищенко: «Мне нравится интегрировать научный подход в футбол»

    Тренер «Балтики-БФУ» рассказал о специфике тренерства, работе с молодежью и собственных игровых принципах в интервью «Спорту День за Днем — Калининград»

    19.06.23 15:30

    Александр Грищенко: «Мне нравится интегрировать научный подход в футбол» - фото

    Фото: ФК «Балтика-БФУ»

    Источник:Спорт день за днём

    Автор:

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Калининградский футбольный проект «Балтика-БФУ» закончил свой второй сезон в профессиональном футболе. Александр Грищенко — главный тренер этой команды и специалист со своими игровыми принципами. В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем — Калининград» Александр рассказал об особенностях своей деятельности, о работе с молодыми игроками, о взаимоотношениях внутри коллектива и предпочитаемой манере игры.

    Футбол  — это наука!

    - Еще сезоном ранее «Балтика-БФУ» шла в зоне борьбы за выживание, а в прошедшем сезоне финишировала в десятке лучших. В чем причина?

    - Это естественный процесс. Как раньше говорили, команда строится 3 года. Сейчас, наверное, мало кому позволят столько работать. Безусловно, процесс выстраивания команды длительный, это не происходит в одночасье. Нужно время, чтобы построить систему, подкрутить винтики, гаечки, чтобы она работала. Еще важный момент — у нас были молодые футболисты, у которых не было опыта в профессиональном футболе. Им понадобилось время, чтобы «обкататься», почувствовать, что они могут быть победителями на новом для себя уровне. Над чем мы работаем, так это над психологией победителей, каждый раз поднимая планку и уверяя ребят в том, что они могут побеждать более сильные команды и занимать более высокие места. Это закономерно, что мы финишировали выше, чем в прошлом году.

    - Немного о сотрудничестве с БФУ. Связь с университетом и проводящимися исследованиями как-то влияет на вашу работу?

    - Это хорошее поле для развития. Мне нравится интегрировать научный подход в футбол. Совсем недавно сделали научную группу совместно с БФУ им. Канта и ФК «Балтика», взяли научных работников. Сейчас проводим ряд исследований — физиологических, физических и психодиагностических. Благодаря этому мы сможем отбирать футболистов с наибольшим потенциалом и отслеживать динамику прогресса у этих футболистов. Мы также интегрируем научный подход в работу академии, чтобы уже на уровне детско-юношеского футбола видеть таланты и вести их до выпуска в профессиональный футбол.

    - Наверняка стоит упомянуть научную конференцию от РФС, проходившую в начале мая, которая была организована во многом благодаря вам?

    - Это была первая конференция за 30 лет на тему «Интеграция науки в футбол». Считаю, что конференция получилась довольно плодотворной, особенно для тренеров. Было много интересных идей, презентаций, но хотелось бы, чтобы такие мероприятия проводились ежегодно. Это позволит еще сильнее развить культуру футбола в регионе и повысить квалификацию тренеров, что позволит нам подготовить наиболее сильных игроком впоследствии. Считаю, что это очень хороший шаг для развития футбола в регионе.

    1-SP078OSY0.jpg

    Атакующая игра — вовсе не риск!

    - Что мотивирует вас совершенствоваться в профессиональном плане?

    - Мотивирует желание работать на самом высоком уровне, в РПЛ, в лучших командах. Наверное, так.

    - Есть желание прогрессировать именно внутри «Балтики»?

    - Желание есть, безусловно. Но есть ряд определенных условий. Ты должен понимать, куда ты идешь, за чем ты идешь. Следующий шаг должен быть сделан в сторону развития. Я думаю, что мне, как молодому специалисту, важно постоянно идти вперед, поэтому любой шаг будет продумываться и решение будет приниматься исходя из этих факторов.

    - Игра с высокой линией обороны и постоянным прессингом, которую, как можно заметить, практикует «Балтика-БФУ» крайне редка для команд Второй лиги. Как вы приняли решение играть в настолько рискованный футбол?

    - Я думаю, что в этом нет ничего рискованного. Все зависит от философии игры, которой придерживается тренер. К сожалению, в России высокий прессинг и игра с высокой линией считаются рискованными, но я категорически так не считаю. Важно понимать, во что ты играешь. И очень важно убедить футболистов, что нужно играть именно так: не бояться, подниматься высоко, прессинговать и так далее. Нужно, чтобы игроки тебе поверили. Тогда никаких проблем не будет. Нам удалось это сделать: ребята полностью приняли наши требования и игровые принципы. Считаю, что у нас довольно продуктивно получалось играть в агрессивный футбол. Интенсивная игра — неотъемлемая часть современного футбола.

    - Сейчас вы упомянули игровые принципы. Каких принципов вы придерживаетесь?

    - С мячом — рациональная прогрессивность. Давайте назовем так: большое количество владений и качества этих владений. Высокое понимание игры — очень важная для меня часть. Игру в атаке мне нравится строить с точки зрения позиционной игры: футболисты должны хорошо понимать позицию, пространство. В обороне — базовые вещи: плотность, компактность, страховка, персональная опека и зонная защита. У нас есть 5 оборонительных принципов.

    «Балтика» — одна большая футбольная семья!

    - Если говорить о прессинге, то прослеживается некая взаимосвязь с «Балтикой» Сергея Николаевича (Игнашевича). Есть ли желание тактически быть похожими на основную команду?

    - Мы — вторая команда. Так или иначе мы должны быть донором для главной команды и готовить футболистов к переходу. Когда мы играли 3-5-2, я думаю, было много сходств в тех требованиях, которые предъявляет Сергей Николаевич. Мы стараемся играть короткими и средними передачами, Сергей Николаевич отдает предпочтение длинным диагональным передачам, которые мы используем чуть меньше. Каждый тренер выбирает то, что ему ближе. Когда мы играли в другой схеме, сходств было меньше. Наверное, с точки зрения высокого прессинга, интенсивности действий схожесть есть, но я думаю, что взгляд на футбол у нас немного отличается.  

    - Как Сергей Игнашевич влияет на вашу работу? Чувствуется то самое лидерство, о котором говорят многие игроки?

    - Когда я обращаюсь к нему, он всегда открыт, может дать совет и объяснить те или иные требования в игре, которые он предъявляет своим футболистам. Но как-то больше влиять…Только со стороны наблюдает, дает обратную связь, говорит о том, что он видит и о чем думает, но не более. Иногда бывают определенные установки, кому сколько давать игрового времени, но, в целом, на этом все. За что я ему очень благодарен, так это за хорошую коммуникацию и уважительные взаимоотношения. Я бы сказал, что наш клуб — футбольная семья. Можно в любое время позвонить, задать вопрос, поделиться мнением. Считаю, что очень хорошо, когда есть отлаженная, теплая коммуникация между первой командой и второй.

    О профессиональных трудностях

    - В период зимней паузы команда лишилась лучшего бомбардира, Александра Щербатюка, после чего возникли сложности с реализацией. Насколько сильно на игру команды повлиял его уход?

    - Да, это очень повлияло. Повлияло на результаты и количество голов. Весной в 12 играх нападающий забил только 1 гол, в предпоследнем туре. Это большая проблема. C точки зрения выстраивания игры у нас все в порядке. Мы практически во всех играх переиграли соперников во владении, в большинстве матчей у нас выше XG. Но проблемы с реализацией. Самое сложное в футболе — тренировать завершение. Я как тренер могу привести команду в третью зону, завести ее в штрафную, но дальше важно исполнительское мастерство. Мы работаем над этим. Ребята, которые только пришли, получают больше игровой практики и мы надеемся, что они прибавят. Но Саня, безусловно, это большая потеря. Нам не хватает такого нападающего.

    - Планируете летнее усиление на позицию форварда?

    - Планируем, очень хотелось бы усилить позицию нападающего. Но будем брать только тех футболистов, кто сильнее наших. У нас есть два нападающих — Махач Абдулхамидов и Кирилл Степанов, которые останутся в команде. Также есть Максим Артемчук, но он, скорее всего, покинет клуб, потому что он самый взрослый и ему пора идти дальше. Если мы не найдем более сильных игроков, то допускаю, что можем вообще никого не взять. Хотя, повторюсь, по весенней части было заметно, что нам нужно усилять линию атаки.

    - Какую часть своей работы считаете наиболее непростой? Какая вам, наоборот, импонирует?

    - Наиболее трудная часть — психология. Важно держать уровень психологической подготовки в тренировочном процессе, правильно варьировать средства и методы психологических воздействий как в работе с игроками, так и с тренерским штабом, в особенности с молодыми футболистами. Это, наверное, то, что я для себя открыл за последние несколько лет — психология играет важнейшую роль в футболе. Это самое трудное, менять средства и методы. Чтобы добиваться результата, нужно постоянно искать что-то новое, мотивировать футболистов и штаб, давать вызовы. Это очень энергозатратно. Что наиболее приятно — сам процесс. Работа на поле, работа в процессе игры, управление динамикой игры, внесение корректировок. Все, что связано с работой на поле — самая приятная часть нашей профессии.

    St2mdSBtaMQ.jpg

    Вопрос от Антона Михашенка, который, кстати, передает вам привет: как конкретно вы стараетесь соблюдать баланс между основной задачей тренера молодежной команды (а добиваться прогресса игроков часто не равно результату команды) и личными амбициями (а понятно, что результат двигает тренера в глазах футбольной общественности в первую очередь)?

    - (Улыбается.) Ему тоже большой привет. Хороший вопрос. На самом деле, это очень важно. Ты можешь быть великолепным тренером, хорошо развивать футболистов, но если ты не даешь результата, на тебя никто не обратит внимание и следующий шаг сделать крайне сложно. Наверное, этот футбольный романтизм, с которым ты приходишь в профессиональный футбол, не должен уходить на второй план. Ты не должен отказываться от своей идеи, но средства и методы немного меняются. В чем-то ты становишься прагматичнее. В работе тренера важно глубоко копать и понимать процессы. Возвращаясь к вопросу Антона…Наверное, важно давать результат с молодыми ребятами. Молодых игроков легче заставить поверить в свой футбол, чтобы они максимально отдавались твоей философии и материализовали ее на футбольном поле. Самое главное — воспитание психологии победителей. Это даст возможность идти дальше. Я очень хочу попробовать себя на каком-то новом уровне и решать большие задачи.

    Следите за зарубежным футболом? Работу какого тренера могли бы отметить сейчас?

    - Следим, но, честно скажу, не так много, потому что в большей степени смотрим Вторую лигу, смотрим ФНЛ и РПЛ. Важно быть полностью осведомленными, как играют команды в нашем чемпионате, кто играет в какой футбол, какие игроки есть. Из мирового футбола мне нравятся команды, играющие в позиционный футбол и тренеры-строители, выстраивающие процессы с точки зрения доминирования на поле. Сейчас могу выделить Де Дзерби из «Брайтона», Артету из «Арсенала», нельзя не отметить Гвардиолу и его «Манчестер Сити». Многие детали стараемся брать от этих команд. В чемпионате Испании большое количество команд, за которыми мы периодически смотрим — «Севилья», «Бетис». Много смотрел за «Аяксом» Тен Хага, но сейчас слежу меньше, пока он строит свою команду.

    - Какие тренеры повлияли на вас больше всего? Что привело к тому, что вы захотели работать в футболе?

    - Начать стоить с того, что мой отец был тренером. Он привел меня в футбол, был моим наставником и сейчас я частенько обращаюсь к нему за советом. Других мыслей, кроме футбола, у меня и не было. Я пошел по дороге футболиста, а после завершения карьеры сразу же начал работать тренером. Я убежден, что игровая карьера влияет на тренерское восприятие. Как правило, тренеры, в свое время выступавшие на атакующих позициях, выстраивают атакующий футбол. Тренеры, выступавшие на оборонительных позициях, предпочитают оборонительную игру. Если говорить о командах, то лучшей считаю «Барселону» Гвардиолы. Тот футбол, в который они играли, очень зрелищный и основан на полном доминировании. Если говорить о тренерском пути, то мне довелось познакомиться с Гараниным Вадимом Вячеславовичем. Мы вместе учились на тренерские лицензии и играли в одной зоне с его «Тверью». И эта команда тоже влияла на нас своей открытой и смелой игрой. Я думаю, что влияют не команды, а тренеры, развивающие игру. И чем больше таких тренеров у нас становится, тем больше наш футбол развивается. Надеюсь, что таких специалистов будет все больше.

    Александр Грищенко

    Атмосфера в команде и планы на сезон

    - Прошлым летом во время дисквалификации к играм за «Балтику-БФУ» привлекался Владислав Лазарев, которого сейчас называют одним из лучших полузащитников сезона. Как он вел себя среди резервистов будучи игроком основы?

    - Великолепно. У нас в клубе высокий уровень трудовой этики, высокий уровень профессионализма, я вас уверяю. Я думаю, среди молодежных команд, вы не найдете более профессионального клуба во всех отношениях. Влад Лазарев — яркий пример для наших футболистов. Так же, как и Тамерлан Мусаев. Они показали, как нужно относиться к подготовке, к тренировкам, к игровой деятельности и к восстановлению. К ним никогда не было никаких вопросов.

    - «Балтика» давно делает упор на работу с молодежью. Очень часто игроки второй команды привлекаются к тренировкам с основой. Например, Иван Толочко. Что в целом скажете про развитие молодых игроков внутри клуба?

    - Мы привлекаем молодых ребят к нам на тренировки. Кого-то привлекает главная команда, как, например, Толочко. Мы доверяем молодым футболистам. Я думаю, единицы команд в этом сезоне наигрывали ребят 2006 и даже 2007 года. Некоторые ребята выходили в основном составе. Кирилл Степанов провел, если не ошибаюсь, 5 игр в стартовом составе. Притом это хороший уровень — верхняя шестерка команд, ставящих себе задачи выхода в прошедшем сезоне. Это очень крутой импульс для развития ребят.

    - Значительная часть фанатов «Балтики» заявила, что будет бойкотировать матчи команды в РПЛ из-за Fan ID. Как считаете: это может положительно повлиять на посещаемость «Балтики-БФУ», где паспорт болельщика не требуется, как это было, например, у «Зенита-2» в этом году?

    - Если честно, я надеюсь на то, что еще больше людей будет приходить к нам. Последняя домашняя игра с «Текстильщиком» запомнилась большим количеством фанатов. Очень приятно играть с такой поддержкой. Тогда мы вознаградили болельщиков хорошей и зрелищной победой.

    - И последний вопрос. Каковы планы на следующий сезон?

    - Пока сложно говорить о планах. Мне хочется решать большие задачи, бороться за высокие места, но нужно понимать какие футболисты у меня останутся и какие задачи поставят руководители клуба. Пока этого понимания абсолютно нет. Спрос на ребят есть — некоторые уже поехали на просмотры в ФНЛ. Вопрос селекции — кого мы сможем взять, насколько качественных игроков, на какие позиции. Сложно говорить о задачах.

    - Но ожидания все-таки позитивные?

    - Ожидания всегда позитивные. Если мы не стремимся к большим задачам, то для чего мы в этой профессии? Я думаю, что, во-первых, фанатичность — главное требование в нашей профессии; во-вторых, стремление к большим победам. Мы в любом случае будем стремиться к этому, вне зависимости от того, как мы укомплектуемся. Но все же надеюсь, что нам удастся собрать боеспособный коллектив. Это самое сложное в работе со второй командой — ты каждые полгода начинаешь если не с нуля, то с какой-то начальной ступени. Это в самом деле непросто.

    Фанаты.jpg


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Новости партнёров